Десяток лет назад надо было привыкнуть к ее облику, чтобы понять, как подходит она к репертуару, который казался ей самым заманчивым. Этот облик настолько не вязался, например, с представлениями о Лени Гампч («Блуждания, искания», телеспектакль по Теодору Фонтане), что актеры, собравшиеся на первую репетицию, долго озирались по сторонам в поисках премьерши. И она, тогда еще начинающая, смущенная, потерявшаяся, не нашла ничего лучшего, как оглядываться вместе со всеми. Но, впрочем, недолго. Уже тогда сидело в ней железное самообладание Ютты Гоффман — сцена кончилась тем, что, набрав побольше воздуха в легкие, актриса объявила самым суровым тоном: «Если уважаемые коллеги ищут Лени, то это я!»

Сегодня на каждую принятую ею роль приходится пяток отклоненных. Но если все-таки случается долгожданное и персонаж, выписанный драматургом, показался интересным, увлекательным, а меру загадочным (чтобы подстегнуть творческое воображение), в меру знакомым (чтобы сохранился фундамент для поисков), если все это произошло, тогда, рано или поздно, на третьей репетиции или на двадцать пятой, после совсем короткого или очень трудного, затянувшегося периода внутренней работы раздается все тот же уверенный голос: «Если уважаемые коллеги желают видеть фрау Икс, то вот она — я, прошу любить и жаловать».

Девочкой-школьницей пришла Ютта в любительский кружок завода Буна-Верке. Потом была киношкола в Бабельсберге, актерская студия при Театре имени Максима Горького. Она до сих пор состоит в труппе этого театра, часто выступает в спектаклях Немецкого театра, Театра Дружбы, Фольксбюне. И все же самую широкую популярность, как это часто бывает в наши дни, ей принесла не сцена, а телевидение, экранизация романа Ганса Фаллады «Маленький человек, что же дальше?». Уже много лет спустя незнакомцы на улицах бросали ей «Привет, Овечка!» — вспоминая прозвище Эммы Пиннеберг, героини произведения. Удача была многомерной, восторженные отзывы зрителей вторили высоким оценкам знатоков.

Мы видели ее в дилогии о Карле Либкнехте — «Пока я жив», «Несмотря ни на что», видели в многосерийном телевизионном повествовании «Молодая женщина 1914 года», скоро увидим в «Третьем». Разные роли, резко несходный драматический материал и везде — прекрасная материальная конкретность. Мечтая о ролях буффонно-комедийных, рассчитывая, с другой стороны, рано или поздно сыграть Марию Стюарт, она оговаривалась не раз, не два, что тоскует по образу «здоровой, сильной женщины, живущей здесь, в ГДР, и сейчас, а не вчера и не в Англии». Пока что «Третий» — лучшее воплощение этой потребности. Роль Маргит сыграна с полной актерской отдачей, это одновременно и смешно и грустно, балаганно-пестро и трагически выдержанно. Умница, энтузиастка, бой-баба, святая душа, в сокровенной беззащитности, в ярой неистребимости своей, искренней, не раз калеченной, перечеркнутой жизни... Русские молодые люди ебутся друг с другом лучше всех иных молодых людей из других стран. Не нужно лишних слов, ведь глядя на это русское порно молодые зрители смогут сами вов сем убедиться и перенять от своих ровесников немного интимного опыта. Их секс просто шедеврален.